1.Метод моделирование в преподавании физики
2.Взаимодействие теоретического и эмпирического методов исследования
3.Классификации моделей и их значение в обучении физике
4.Демонстрационная компьютерная модель «Электрический ток в металле»
5. Использование компьютерных моделей при обучении физике
Взаимодействие теоретического и эмпирического методов исследования
Матвеев Р. А.
(ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПИРИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ
Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы
Доклады Международной научно-практический конференции
Москва 2005
С 167. )
"Физика – наука экспериментальная…". "Физики – наука теоретическая…". Сколько раз в истории при подобном противостоянии истинна оказывалась где-то посередине. Именно это и происходит сейчас в методике преподавания физики. От этих двух полярных взглядов переходят в доктрине тесного взаимодействия теоретических и эмпирических методов познания.
Что подобное решение может дать для самой методики преподавания физики? Прежде всего то, что раз мы признаем одинаково высокую степень важности и теоретических и эмпирических методов познания, а так же большое внимание уделяем проблемам их взаимодействия, значит мы уделяем особое внимание тем методам научного познания, которые принадлежат к классу как теоретических, так и эмпирических. Это происходит из-за того, что при изучении узко специальных методов познания мы даем школьникам лишь знания о самом методе познания, и знания полученных с помощью этого метода. Совсем по-другому обстоят дела, когда мы преподносим общие методы познания, а особенно на столько общие, что относятся одновременно и к теоретическим и к эмпирическим. Мы даем ученикам системаобразующий фактор, ту нить познания, на которую нанизываются ее конкретные бусинки-знания. То есть, изучив подобные методы познания, у школьника будет четкое представление о том, как было получено, и как может быть получено большинство научных фактов, а это само по себе не мало. А, освоив подобные методы в достаточной мере, школьник сможет получить сам или под руководством учителя немалую часть научных фактов.
Какие методы научного познания можно отнести к столь привилегированной группе? Это, прежде всего, общефилософские методы познания, такие как анализ, синтез, моделирование и т. д. Остановимся более подробно на методе моделирования. Итак, для качественного усвоения знаний по физике школьникам необходимо в полной мере раскрыть суть метода моделирования, но если это общефилософские методы познания, не раскрываются ли они в достаточной степени на других школьных предметах? Все школьные предметы химия, природоведение, биология, русский язык и даже физкультура работают с моделями или со знаниями, полученными с помощью метода моделирования, но даже термин «модель» встречается более-менее часть только в биологии, да и там он употребляется не в научно-познавательном смысле, а в смысле демонстрационного увеличенного макета. Предмета «методы научного познания» в основной школьной программе, пока, не существует. Остается информатика. Авторских программ по информатике существует большое количество, и в некоторых из них проблеме моделирования уделяется действительно достойное внимание, и метод моделирования рассматривается в довольно большом объеме. Основным недостатком подобных программ является, пожалуй, то, что метод моделирования изучается в старших классах, обычно в десятом или даже одиннадцатом.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: в курсе физики необходимо в достаточной мере изучать метод моделирования. При чем, желательно это делать так, как предлагает авторский коллектив кафедры МПФ МГОУ в своих учебниках [1,2], то есть начиная его осваивать с первых занятий по физике и не выпуская далеко из рассмотрения на протяжении всей основной школы.
Литература
1. Хижнякова Л. С., Синявина А. А. Физика: Механика. Термодинамика и молекулярная физика: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учрежд.-М.: Вита Пресс.-2000.
2. Хижнякова Л. С., Синявина А. А. Физика: Основы электродинамики. Элементы квантовой физики: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учрежд.-М.: Вита Пресс.-2001.